Бесплатный звонок
Технический отдел
По всем вопросам пишите

Трактора и тракторная техника!

История появления трактора

Первые машины, похожие на тракторы, появились в 19 веке и имели паровые двигатели. Англичанин Джон Гиткот получил патент в 1832 году и в 1837 году построил машину для вспахивания и осушения английских болот. В 1850 году английский изобретатель Уильям Говард использовал локомобиль для пахоты, а в 1858 году американец В. П. Миллер построил и получил за нее премию. Джон Фролих в 1892 году изобрел и запатентовал первый трактор, работающий на нефтепродуктах, но это изобретение не дало дальнейшего развития. Первым практическим гусеничным трактором стал трактор Lombard Steam Log Hauler Альвина Орландо Ломбарда в 1901 году.


Изобретатели трактора в России.

В России первый человек, кто подал заявку на создание "экипажа с подвижными колеями", то есть гусеничного хода, был Дмитрий Загряжский. Вначале он был простым крестьянином, а затем стал штабс-капитаном русской армии. В 1837 году он описал свое изобретение следующим образом: "Вокруг каждого обычного колеса, на котором движется экипаж, закрепляется железная цепь, которая натягивается шестиугольными колесами, находящимися перед обычным колесом. Боковые поверхности шестиугольных колес соответствуют звеньям цепи. Эти цепи заменяют железную дорогу, обеспечивая гладкую и прочную поверхность для колеса" (из привилегии, выданной в марте 1837 года).

Первый русский паровой гусеничный трактор был построен Федором Блиновым, который родился в селе Никольское Вольского уезда Саратовской губернии. В 1879 году он получил патент на "вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам". Строительство прототипа было завершено Блиновым в 1888 году.


В то время не существовало готовых паровых машин малых размеров, поэтому Федор Блинов самостоятельно собрал свой трактор из листового железа и труб, взятых сгоревшего парохода, который находился недалеко от Балаково. Затем он построил вторую такую же машину. Обе машины работали со скоростью 40 оборотов в минуту и управлялись независимо друг от друга. Скорость движения трактора соответствовала скорости быков - три версты в час. Для привода устройства использовались две паровые машины мощностью 10-12 лошадиных сил каждая (по одной на каждую "гусеницу").

Федор Блинов продемонстрировал свой вагон с бесконечными рельсами в 1889 году в Саратове и в 1897 году на Нижегородской ярмарке. Однако трактор Блинова, также как и другие тракторы с паровым двигателем, не стал популярным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, и разработка тракторов в Российской империи не продолжилась.

В 1837 году русский крестьянин, впоследствии штабс-капитан русской армии, Дмитрий Загряжский, отправил первую заявку в России на создание «экипажа с подвижными колеями», то есть гусеничного хода. Загряжский описал свое изобретение: «Около каждого обыкновенного колеса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колёсами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи; цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность».

В 1879 году Федор Блинов, уроженец села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии, получил патент («привилегию») на постройку первого русского парового гусеничного трактора. Блинов собрал машину из листового железа и труб сгоревшего вблизи Балаково парохода. Она делала по сорок оборотов в минуту и была управляема двумя паровыми машинами (по одной на каждую «гусеницу») мощностью в 10-12 лошадиных сил каждая. 

В 1889 году Федор Блинов продемонстрировал свой вагон с бесконечными рельсами в Саратове, а в 1897 году - на Нижегородской ярмарке. Однако его трактор, а также другие трактора с паровым двигателем, не стали ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве востребованными и дальше прототипов в Российской империи дело не пошло.

Трактора с двигателем внутреннего сгорания.

В 1896 году Чарльз В. Харт и Чарльз Парр разработали двухцилиндровый бензиновый двигатель, который был использован для постройки 15 тракторов по конец 1903 года. Одной из первых мощных и легких машин стал трехколесный трактор «IVEL» Дэна Элборна от 1902 года, который был использован для сельскохозяйственных и других задач. Всего было построено около 500 таких тракторов.


Трактор! Неутомимый труженик!

Начиная с начала 20-го века, тракторная техника стала применяться в сельском хозяйстве многих стран. В США и Западной Европе, после массового выпуска тракторов и более совершенных моделей за 10-15 лет, они выполняли около 80-90% пахотных работ. Тракторный двигатель использовался для привода машин, таких как молотилки, косилки, мельницы, лесопилки, маслобойки, соломорезки и других механизмов. Также, тракторы выполняли более половины всех работ, связанных с уборкой урожая, а также способствовали широкому применению различных прицепных машин.

Развитие тракторостроения в России.

Важность тракторов для России и её хозяйства была понята и оценена Советским правительством после Революции 1917 года. В 1918 году по указанию В. И. Ленина была начата подготовка к производству тракторов, а в 1919 году создан Я. В. Мамином трактор «Гном» с нефтяным двигателем мощностью 11,8 кВт. Для подтверждения высокой важности тракторов для России и её хозяйства был издан Декрет Совета Народных Комиссаров от 1 апреля 1921 года. В 1922 году начался выпуск тракторов «Коломенец-1» конструкции Е. Д. Львова, а в 1922-1923 годах - трактор «Запорожец» под руководством инженера Л. А. Унгера. В 1924 году на Харьковском паровозостроительном заводе начал выпускаться гусеничный трактор «Коммунар», а также тракторы «Карлик» конструкции Я. В. Мамина с двигателем мощностью 8,8 кВт (12 л. с), в двух вариантах.


В период между 1924 и 1932 годом Ленинградский завод «Красный путиловец» выпустил примерно 50 тысяч тракторов «Фордзон-Путиловец». С 1934 года на этом заводе начался выпуск трактора «Универсал», который представлял собой копию Farmall F-20 американской фирмы International Harvester с металлическими колесами и керосиновым двигателем. Это был первый отечественный трактор, экспортируемый за пределы страны.

Первые советские тракторы «Гном», «Коломенец-1», «Карлик», «Запорожец» и «Коммунар» были выпущены в небольших партиях, но они послужили ключевым кадром для дальнейшего развития отечественного тракторостроения и заслужили заслуженное место в истории.


Используя деньги полученные от продажи зерна, Сталинградский тракторный завод, Харьковский тракторный завод и Челябинский тракторный завод были построены в 1930, 1931 и 1933 годах соответственно. Оборудование и инженерные услуги в этом процессе предоставлялись сотнями иностранных компаний из Америки и Европы. Сталинградский тракторный завод выпускал тракторы СТЗ-15/30 (McCormick Deering 15-30, фирма International Harvester), Харьковский тракторный завод выпускал тракторы ХТЗ, подобные тракторам СТЗ, а Челябинский тракторный завод выпускал гусеничные тракторы С-60 (Caterpillar Sixty).

В течение десяти лет до Великой Отечественной войны в Советском Союзе было изготовлено около 700 тысяч тракторов для сельского хозяйства, что составляло примерно 40 % от мирового производства. В результате этих успехов был построен Алтайский тракторный завод. В послевоенное время были основаны тракторные заводы в Минске, Владимире, Липецке, Кишинёве, Ташкенте и Павлодаре.

В 1950 году была представлена модель колесного трактора ХТЗ-7, который стал первым послевоенным трактором. Этот малогабаритный агрегат был принят к производству на Харьковском тракторном и на Харьковском тракторосборочном заводах. Трактор имел эксплуатационную массу 1,4 т и бензиновый двигатель 12 л.с. Максимальная скорость составляла 12,7 км/ч. В отличие от довоенных моделей, в ХТЗ-7 было предусмотрено мягкое сиденье со спинкой для тракториста, а также пневмошины на колесах, открытая кабина и гидравлическая навесная система.


Харьковский тракторный завод продолжил развитие конструкции трактора ХТЗ-7 в моделях ДТ-14 и ДТ-20, которые были выпущены в 1956-1958 и 1958-1969 годах соответственно. В ДТ-14 был одноцилиндровый дизельный двигатель водяного охлаждения мощностью 14 л.с., а в ДТ-20 массой 1,5 т был уже 20-сильный одноцилиндровый дизель. ДТ-14 был переходной моделью и выпускался ненадолго. Однако, ДТ-20 был распространён в 250 тысячах экземпляров. ДТ-14 был использован для выполнения различных строительных и дорожных работ, в том числе бульдозера «задом наперед» и подметальной щетки.

В начале 1950-х годов в СССР началось массовое производство колесных тракторов Беларусь. Работа над первым универсально-пропашным трактором МТЗ-2 началась в 1948 году по техзаданию Минсельхоза СССР, а в 1949 году был готов первый опытный образец. После всесторонних испытаний в 1953 году началось серийное производство тракторов МТЗ-2. Он весил 3,25 т, был оснащён 4-цилиндровым дизелем Д-36 мощностью 37 л.с., 5-ступенчатой КПП и пневматическими шинами. Максимальная скорость достигала 13 км/ч, а кабины не было.


С самого начала работы Минского Тракторного Завода были проводимы улучшения конструкции и дизайна выпускаемых тракторов. В 1956 году был запущен трактор МТЗ-5, оснащенный 40-сильным двигателем Д-40К. Три года спустя был выпущен опытный образец нового агрегата Беларусь МТЗ-50, по положительным результатам испытаний которого было рекомендовано к началу его серийного производства. МТЗ-50 был оснащен двигателем на 50-сил, что позволило снизить его эксплуатационную массу более чем на 100 кг. Трансмиссия была установлена ​​9-скоростная КПП для обеспечения диапазона скоростей от 1,65 до 25 км / ч. На трактор была установлена металлическая кабина.

Выпуск тракторов Беларусь начался в 1953 году на двух заводах - Минском тракторном и Южном машиностроительном. К 1961 году годовой выпуск на ЮМЗ составил 35 тысяч тракторов. В 1959 году был собран 100-тысячный трактор. Объемы производства на МТЗ были еще более впечатляющими: в 1961 году был собран 200-тысячный трактор, а два года спустя - 300-тысячный.

После появления первых тракторов Беларусь, заводы-изготовители строительной и дорожной техники начали производить разнообразную спецтехнику на их основе. Каждый год номенклатура строительных и дорожных машин увеличивалась. Например, на основе МТЗ-2 был создан первый в СССР гидравлический экскаватор с жесткой подвеской стрелы. Кроме того, на его шасси выпускались бульдозеры, траншейные экскаваторы, буровые машины, планировщики, кирковщики, плужные снегоочистители и подметальные щетки. Тракторы семейства МТЗ-5 были дополнены новыми видами оборудования, включая бурильно-крановое, снегоочистительное - фрезерно-роторное и плужно-щеточное, а также погрузочное. Это оборудование было установлено и на модель МТЗ-50/МТЗ-52. Однако самым популярным видом оборудования на тракторах Беларусь оставался экскаваторный.

В период 1950-1960-х годов появилось новое поколение владимирских тракторов. В 1956 году на ВТЗ взамен трактора Универсал появилась модель ДТ-24, которая была оснащена 2-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения с мощностью 24 л.с. и массой 2,59 т. Максимальная скорость трактора составляла 19 км/ч. В 1958 году на конвейер появился другой трактор - ДТ-28 Владимирец, который был более металлоемким и имел более мощный двигатель - 28-сильный 2-цилиндровый дизель. Скорость его составляла 25 км/ч. С 1961 года Владимирский завод производил исключительно хлопководческие тракторы. За все время изготовлено почти 50 тысяч моделей ДТ-24 и 82,5 тысяч ДТ-28.


Во второй половине 1950-х годов Харьковский тракторосборочный завод (впоследствии известный как Харьковский завод тракторных самоходных шасси, ХЗТСШ) начал производство малогабаритных тракторных шасси с оригинальной конструкцией - передняя часть машины была трубчатой рамой, за которой находилась кабина, а двигатель расположен был сзади. Первая модель - ДСШ-14 - была запущена в 1956 году. Она имела 14-сильный дизельный мотор, унифицированный с двигателем ДТ-14, эксплуатационная масса была равна 1,67 т. Трактор имел 6-скоростную КПП, максимальная скорость которой составляла 13,7 км/ч. Кроме того, на трактор могла быть установлена самосвальная платформа, а кабина была открытой.

Через два года завод начал выпускать усовершенствованный трактор ДВСШ-16. Его масса была сокращена на 200 кг, а максимальная скорость составила 17,2 км/ч. В 1961 году была представлена модель Т-16, которая была оснащена 2-цилиндровым дизельным двигателем Д-16 мощностью 16 л.с, с максимальной скоростью 19,6 км/ч. Грузоподъемность платформы составила 750 кг, а эксплуатационная масса уменьшилась до 1,43 т.

В 1960-х годах были созданы новые трактора, выпущенные на трех заводах: Липецком, Харьковском и Кировском. Липецкий завод был первым в стране, кто получил задачу по созданию колесных тракторов. В 1958 году конструкторы произвели Т-25, который стал Т-30 после доработки и был принят к серийному производству в 1960 году. После него появились Т-35 и Т-40, серийно производимые с 1961 по 1995 год. Трактор Т-40 был оснащен 4-цилиндровым дизельным двигателем Д-37М мощностью 40 л.с., а также 7-ступенчатой КПП. Кроме того, он имел закрытую металлическую кабину и эксплуатационную массу 2,75 тонн. За все время было произведено почти 1,2 миллиона тракторов Т-40 различных модификаций.


В 1960-х Харьковский тракторный завод выпустил принципиально новую модель трактора Т-125, отличающуюся нетрадиционной конструкцией - колеса одинакового размера и шарнирно-сочлененная рама, позволяющая обходиться без традиционного рулевого механизма. Он был оснащен 130-сильным дизельным двигателем АМ-03, имел 16 передач переднего хода и 4 заднего, а также привод переднего моста был отключаемым. С 1962 по 1967 гг. трактор был выпущен в небольших партиях. Около 200 произведенных Т-125 проходили полностью испытания в реальных условиях эксплуатации.

Параллельно с работами по энергонасыщенному полноприводному трактору с сочлененной рамой, производимому на Харьковском заводе, на ленинградском Кировском заводе были начаты свои работы. В 1961 году конструкторами был разработан колесный трактор К-700 Кировец, самый мощный на тот момент в СССР, а в 1962 году завод выпустил первую партию тракторов. Он оснащался 8-цилиндровым V-образным двигателем ЯМЗ-238НБ с турбонаддувом мощностью 200 л.с., максимальной скоростью 30,8 км/ч при движении вперед и 27,8 км/ч - назад, и эксплуатационной массой 12 т. Также он имел просторную цельнометаллическую кабину с эффективной системой отопления и вентиляции. До 1975 года, когда был снят с производства первый Кировец, было изготовлено 105 тысяч тракторов.

В 1966 году Харьковский ТЗ представил 2-цилиндровый дизель Т-25 воздушного охлаждения мощностью 20 л.с, который заменил прежнюю модель ДТ-20. Отличительной особенностью новинки было увеличенное число передач в трансмиссии - 8 вперед и 6 назад, благодаря чему диапазон скоростей расширился с 5-17,7 км/ч до 1,8-21,6 км/ч, а передок получил облицовку без жалюзи. Выпуск Т-25 в Харькове продолжался до 1972 года, после чего производство передали на Владимирский тракторный завод.


В 1972 году Харьковский тракторный завод запустил серийное производство скоростного трактора Т-150К, который был развитием Т-125. Он был оснащен 165-сильным дизелем СМД-62. Вторая половина 1970-х и 1980-е годы были периодом модернизации ранее выпущенных моделей. Благодаря труду многих конструкторских коллективов в конце 20-го века тракторная техника в России и за рубежом стала более совершенной по технологии, мощной, надежной и многообразной по целевому применению. Будь то трактора из России или трактора из других стран, дизайн может отличаться, но они делят одну и ту же цель - быть надежными помощниками и неутомимыми трудягами.

  • Трактора и тракторная техника!